29.10.2011, 17:47 | |
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ. Учить
ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь.
Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного
возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием
его мышления. В
период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные
изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные
операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с
окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему
содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в
которых оно протекает. Исследователями
установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное
построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными
формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет,
не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым
содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены,
или совсем отсутствуют. Пересказ
литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к
подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания,
учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои
собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому
следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи
детей. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа,
цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить
рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые
умения. Требования к тексту для пересказа: ·
Должен иметь воспитательное
значение. ·
Доступен по содержанию ·
Близок жизненному опыту, чтобы
ребенок мог отразить личное отношение к событиям. ·
С ярко выраженной
последовательностью действий. ·
Четкой композицией ·
Персонажей с ярко выраженными
чертами характера. ·
Мотивы поступков героев должны
быть понятны детям. Язык
произведения: ·
C доступным детям словарем. ·
С небольшими короткими и четкими
фразами. ·
С отсутствием сложных
грамматических форм. ·
С несложными формами прямой речи.
·
С наличием ярких и точных
определений. ·
С ярко окрашенными выразительными
средствами языка. Уважаемые родители!!! Больше читайте
своим детям и обучайте их правильному пересказу произведений. Учитель – логопед: Мрачковская Т.В. | |
Категория: Советы логопеда | | |
Просмотров: 2711 | Загрузок: 0 |