Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Развитие ручной моторики
29.10.2011, 18:44

Развитие ручной моторики

Проблема развития моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, особенно страдающих дизартрией является актуальной в нашем ДОУ.  Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.

Для чего нужно развивать руку ребёнка? Как развивать руку ребёнка? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения физиологии. Физиологи утверждают, что рука развивает мозг. «Таланты детей находят на кончиках пальцев», так утверждала и доказывала на основе экспериментов известный педагог маленьких детей Мария Монтессори.

Оказывается, имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев рук, стоп кистей.

- Что получается в результате?

- Ребёнок «утомил» мышцы рук – это вызывает торможение в центральной нервной системе и наоборот. Поэтому, чтоб упокоить, снять возбуждение у расшалившегося ребёнка, мы предлагаем ему спокойную деятельность.

В настоящее время разработаны методики «воспитания прикосновениями» или, по – другому это называется «ручная терапия».

Начиная с младенчества, ребёнок чувствует прикосновение рук матери. Мы знаем, что это успокаивает ребёнка, заглушает его боль. Одновременно эти прикосновения стимулируют функции мозга.

К «ручной терапии» относится также и трудотерапия. Если ребёнку труд и оздоравливающий, и развивающий и профилактический, то наиболее полезны такие «терапевтические работы»: вязания, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание и рисование. Работы текстом, занятия песком, водой, землёй, ухаживания за растениями, животными и т.д. Особая роль относится к играм с песком, называется это – «песочная терапия». Игры с песком снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Как проводятся эти игры? – дети погружают руки в песок, перетирают его, сжимают, просеивают, т.е. получается самомассаж. Полезно при этом проговаривать ребёнку всё, что чувствует – это развивает речь, делает осознанными движения.

Пальцы «гуляют» по песку, прыгают, играют на пианино и т.д. Идет развитие моторики рук. Делая, отпечатки знакомятся с геометрическими формами, можно считать, знакомить с величиной. Песок раскладывают в пакеты, взвешивают, лепят угощения, играют в «сыщиков», сооружают из песка замки, дворцы, населяют их жителями.

В результате игр с песком расширяется кругозор детей, умение конструировать, развивается пространственная ориентация.

Аналогичны игры с глиной. Можно лепить и из пластилина, но никакой дорогой пластилин не заменит глину. Глина пластична, приятна. Экологичный, оздоравливающий материал. Рука, входящая в соприкосновения с песком, с глиной, получает знания и опыт – основу мышления.

Рука, соприкасающая с водой, также развивает и гармонизирует работу мозга. В педагогике известны сотни упражнений с водой: от массажа рук в воде до опытов со льдом, паром. Известный японский ученый Йосиро Цуцуми разработал оригинальную методику: «Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями». Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех д/с и школах Японии. Начиная с 2-х лет, детей учат приемам самомассажа кистей рук пальцев.

      1.    «Массаж пальцев» начиная с большого пальца до мизинца, растирают сначала подушечки, затем опускают к основанию. Желательно это проводить под рифмовку, читая стихи.

2.  «Массаж ладоней». Проводится стеклянными или металлическими шариками. Дети их вертят в руках, перекатывают, щёлкают, и т.д.

3.      «Массаж грецкими орехами». Катают 2 ореха между ладонями, прокатывают между пальцами.

4. «Массаж 6-ти гранным карандашом». Грани карандаша покалывают нервные окончание.

5. «Массаж четками» (бусами)- перебирание, развивает, успокаивает нервы, одновременно можно вести счет прямой или обратный.

На ступне ноги тоже находится важные точки, которые влияют на психическое и физическое состояние, поэтому важно научить детей снимать напряжение со ступней ног с помощью веселых упражнений: «здороваться», «хлопать», «разводить пальцы». Дети постарше рисуют карандашами, зажав его между пальцами ног; собирают предметы (шарики, листики) с пола; делают следы на песке, глине, бумаге.

Такие упражнения, медики и педагоги едины в своем мнении, развивают психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг, развивают его, а также на нервную систему – снимают эмоциональную напряженность.

По статистическим данным, показатели здоровья детей за последние годы оставляют желать лучшего, значит надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающий корректирующий, снимающие эмоциональную напряженность.

Задача взрослых, - использовать эти игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

 Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми.

Четырех - пятилетний ребенок должен уметь:

·        Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

·        Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, за­кручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

·        Рисовать в воздухе.

·         Резать ножницами.

·        Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

·        Воспроизводить простые движения, показанные взрос­лым.

·        Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, различные предметы.

·        Повторять движения пальчиковой гимнастики. Сло­жить пальцы в «замочек»; затем стучать «замочком» о стол; затем делать круговые движения «замочком»; затем разомкнуть «замочек» и показать ладошки. Вы­полняя эти упражнения, нужно говорить: «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, мы замочек повертели, мы замочек покру­тили и открыли!»

Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно.

 

Пяти - шестилетний ребенок должен уметь:

·    Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образ­цу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

·        Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, на­рисованному на листе бумаги.

·        Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.

·        Складывать пазлы без посторонней помощи.

·        Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и из­мерять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

·        Располагать изображение на всем листе, на одной ли­нии, на широкой полосе.

·        Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Акку­ратно раскрашивать сложные рисунки.

·        Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно

Фрагменты логопедических занятий

Театр пальчиков и языка

 

   Под деревом растут грибы.                      Поплывем домой на лодке. Вот лодка.

                                     

                                           Пальчиковая гимнастика.

Учитель - логопед: Катенина Е.Ф.

Категория: Советы логопеда | Добавил: Admin
Просмотров: 1061 | Загрузок: 0