29.10.2011, 18:44 | |
Развитие
ручной моторики
Проблема развития моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, особенно страдающих дизартрией является актуальной в нашем ДОУ. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для чего нужно развивать руку ребёнка? Как развивать руку ребёнка? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения физиологии. Физиологи утверждают, что рука развивает мозг. «Таланты детей находят на кончиках пальцев», так утверждала и доказывала на основе экспериментов известный педагог маленьких детей Мария Монтессори. Оказывается, имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев рук, стоп кистей. - Что получается в результате? - Ребёнок «утомил» мышцы рук – это вызывает торможение в центральной нервной системе и наоборот. Поэтому, чтоб упокоить, снять возбуждение у расшалившегося ребёнка, мы предлагаем ему спокойную деятельность. В настоящее время разработаны методики «воспитания прикосновениями» или, по – другому это называется «ручная терапия». Начиная с младенчества, ребёнок чувствует прикосновение рук матери. Мы знаем, что это успокаивает ребёнка, заглушает его боль. Одновременно эти прикосновения стимулируют функции мозга. К «ручной терапии» относится также и трудотерапия. Если ребёнку труд и оздоравливающий, и развивающий и профилактический, то наиболее полезны такие «терапевтические работы»: вязания, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание и рисование. Работы текстом, занятия песком, водой, землёй, ухаживания за растениями, животными и т.д. Особая роль относится к играм с песком, называется это – «песочная терапия». Игры с песком снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию. Как проводятся эти игры? – дети погружают руки в песок, перетирают его, сжимают, просеивают, т.е. получается самомассаж. Полезно при этом проговаривать ребёнку всё, что чувствует – это развивает речь, делает осознанными движения. Пальцы «гуляют» по песку, прыгают, играют на пианино и т.д. Идет развитие моторики рук. Делая, отпечатки знакомятся с геометрическими формами, можно считать, знакомить с величиной. Песок раскладывают в пакеты, взвешивают, лепят угощения, играют в «сыщиков», сооружают из песка замки, дворцы, населяют их жителями. В результате игр с песком расширяется кругозор детей, умение конструировать, развивается пространственная ориентация. Аналогичны игры с глиной. Можно лепить и из пластилина, но никакой дорогой пластилин не заменит глину. Глина пластична, приятна. Экологичный, оздоравливающий материал. Рука, входящая в соприкосновения с песком, с глиной, получает знания и опыт – основу мышления. Рука,
соприкасающая с водой, также развивает и гармонизирует работу мозга. В
педагогике известны сотни упражнений с водой: от массажа рук в воде до опытов
со льдом, паром. Известный японский ученый Йосиро Цуцуми разработал
оригинальную методику: «Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями». Самые
простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во
всех д/с и школах Японии. Начиная с 2-х лет, детей учат приемам самомассажа
кистей рук пальцев. 1. «Массаж пальцев» начиная с большого пальца до мизинца, растирают сначала подушечки, затем опускают к основанию. Желательно это проводить под рифмовку, читая стихи. 2. «Массаж ладоней». Проводится стеклянными или
металлическими шариками. Дети их вертят в руках, перекатывают, щёлкают, и т.д. 3. «Массаж грецкими орехами». Катают 2 ореха между
ладонями, прокатывают между пальцами. 4. «Массаж 6-ти гранным карандашом». Грани карандаша
покалывают нервные окончание. 5. «Массаж четками» (бусами)- перебирание, развивает, успокаивает нервы, одновременно можно вести счет прямой или обратный. На ступне ноги тоже находится важные точки, которые влияют на психическое и физическое состояние, поэтому важно научить детей снимать напряжение со ступней ног с помощью веселых упражнений: «здороваться», «хлопать», «разводить пальцы». Дети постарше рисуют карандашами, зажав его между пальцами ног; собирают предметы (шарики, листики) с пола; делают следы на песке, глине, бумаге. Такие упражнения, медики и педагоги едины в своем мнении, развивают психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг, развивают его, а также на нервную систему – снимают эмоциональную напряженность. По статистическим данным, показатели здоровья детей за последние годы оставляют желать лучшего, значит надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающий корректирующий, снимающие эмоциональную напряженность. Задача взрослых, - использовать эти игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми. Четырех - пятилетний ребенок должен уметь: ·
Завязывать узлы на
толстой веревке или на шнуре. ·
Застегивать
пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические
игрушки ключиками. ·
Рисовать в воздухе. ·
Резать ножницами. ·
Хлопать в ладоши
тихо и громко, в разном темпе. ·
Воспроизводить
простые движения, показанные взрослым. · Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, различные предметы. · Повторять движения пальчиковой гимнастики. Сложить пальцы в «замочек»; затем стучать «замочком» о стол; затем делать круговые движения «замочком»; затем разомкнуть «замочек» и показать ладошки. Выполняя эти упражнения, нужно говорить: «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, мы замочек повертели, мы замочек покрутили и открыли!» Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно. Пяти - шестилетний ребенок должен уметь: · Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по
показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.). ·
Вырезать ножницами
сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги. ·
Выполнять
аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу. ·
Складывать пазлы
без посторонней помощи. ·
Регулировать силу
нажима на карандаш и кисть и измерять направления движения руки в зависимости
от формы изображенного предмета. ·
Располагать
изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе. ·
Штриховать рисунки,
не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки. · Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку. Если ваш малыш еще не все может,
позанимайтесь с ним дополнительно Фрагменты логопедических занятий Театр пальчиков и языка Под деревом растут грибы. Поплывем домой на лодке. Вот лодка. Пальчиковая гимнастика. Учитель - логопед: Катенина Е.Ф. | |
Категория: Советы логопеда | | |
Просмотров: 1061 | Загрузок: 0 |