08.04.2014, 16:58 | |
Учитель-логопед Мрачковская Татьяна Викторовна Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Развитие речи проходит три этапа 1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи. 2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами. 3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. Отклонения от нормы в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения. Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития? Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Примерно в 3-3,5 года в речи ребенка начинают появляться обобщающие понятия (если, конечно, он слышит их в речи взрослых). Сюда входят названия предметов (имена существительные), названия действий и состояний (т.е. глаголы), названия признаков предметов (имена прилагательные), названия признаков действий (наречия). В плане систематизации словаря очень важно так же, чтобы ребенок овладел умением подбирать синонимы и антонимы Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценного развития устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования. Основные признаки отклонения от нормы: • Запаздывание появления первых слов (в 2-4 года); • «Застревание » на первых словах (т.е. первые слова появляются в срок, но дальнейшее обогащение словаря прекращается или происходит за счет лепетных слов, непонятных окружающим); • Обогащение словарного запаса происходит только за счет существительных, при почти полном отсутствии глаголов (как следствие – нет фразовой речи); • Отсутствие попыток связать слова между собой; • «Неулавливание » окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в И.п., как бы не замечая их окончаний. • Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (диван-кровать, стул-кресло-табуретка); • Длительное припоминание слов при назывании изображенных предметов и действий или при ответах на вопросы взрослых; • Частые перетасовки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (Н-р молоток-мотолок); | |
Категория: Советы логопеда | | |
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 |